НОВОСТИ |
Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Строго говоря, Великий пост длится шесть недель (седмиц). Страстная седмица — это уже «пасхальный пост», совершенно отдельный и самостоятельный, богослужения которого совершаются по особой схеме. Таким образом, общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.
В 2018 году Великий Пост длится с 19 февраля - 7 апреля.
Великий Пост установлен главным образом в память 40-дневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4:2), а также 40-дневного поста Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3Цар. 19:8). Страстная седмица установлена в воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения.
С точки зрения кулинарии пост делят на 4 степени, установленные Церковным уставом:
∙ «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
∙ «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
∙ «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
∙ «разрешение на рыбу».
Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы.
В понедельник и вторник 1-й седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста. В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение, то есть пища без масла.
По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца (Правило 56 VI Вселенского Собора).
Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.
Самая главная строгость и литургическая особенность Великого поста — это отсутствие ежедневной полной Литургии. Поэтому Евангелие не читается. В Великий Пост литургии совершаются только по субботам и воскресеньям:
— по субботам - Литургия свт. Иоанна Златоустого,
— по воскресеньям (а также в Великий Четверг и в Великую Субботу) — Литургия свт. Василия Великого.
— по средам и пятницам, служится Литургия Преждеосвященных Даров (на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье).
В понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
В будние дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В субботу и воскресенье поклоны отменяются.
Структуру Великого Поста образуют в первую очередь его воскресеные дни - «Недели», по терминологии богослужебных книг). В Посту их шесть, а седьмое воскресенье — Пасха. Порядок их таков:
Каждое из них предлагает нам свои темы, которые отражены в богослужебных текстах самого воскресенья и всей последующей недели (по-церковнославянски – «Седмицы»). Седмица может называться по предыдущему воскресенью – например, Крестопоклонная седмица по Крестопоклонному воскресенью, третьему воскресенью поста.
Субботы Великого поста — тоже особые дни:
1-я суббота — память св. Федора Тирона.
2-я, 3-я, 4-я субботы — родительские, когда совершается поминовение усопших.
5-я суббота — суббота Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня непохоже ни на одно другое. Причин установления этого праздник несколько. Одна из них состоит в том, что празднование установлено в честь избавления Константинополя от нашествий персов и арабов в VII веке по молитвам Пресвятой Богородицы.
1-я седмица Великого Поста (19 - 24 февраля)
В первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых.
В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.
Первые 4 дня Великого поста вечером в православных храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, возбуждающее в душе особенную благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые 4 дня св. Четыредесятницы на повечериях. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
Первый день Великого Поста также называется Чистым Понедельником. Это нецерковное название происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. Духовное очищение обычно совершалось накануне — в день Прощёного воскресения. В Чистый понедельник, как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По самым строгим канонам, в этот день нужно полностью воздержаться от пищи. Либо можно поесть 1 раз (желательно вечером), не вкушая при этом масла и вареной пищи.
В пятницу 1-й седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и происходит освящение «колива» (рис, сваренный с медом). Празднование это установлено в память того, что великомученик Феодор Тирон явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию и открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Святой повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
Первое воскресенье Великого поста посвящено Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью и связана с утверждением Православия в 843 году.
В этот день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
2-ю седмицу Великого поста, следующую после Недели Торжества Православия Православная Церковь называет седмицей светотворных постов.
С понедельника 2-й седмицы начинается чтение Евангелия на часах.
В субботу 2-й седмицы Великого Поста Церковью установлена первая Родительская суббота Великого поста.
Второе воскресенье посвящено другому важному историческому событию, победе над ересью Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете, и связано с именем свт. Григория Паламы. Еретики учили, что Божественные энергии (Божественная благодать) имеют тварное происхождение, то есть сотворены Богом. Это ересь. Православное учение состоит в том, что Божественные энергии и есть Сам Бог не в Его Сущности, которая непознаваема, а в том, каким образом мы Его видим, слышим, ощущаем. Благодать — это Сам Бог в Его энергиях. Возглавил победу над ересью свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, в XIV веке. Можно сказать, что второе воскресение поста — это второе Торжество православия.
Церковный устав 3-й седмицы Великого поста полностью аналогичен 2- седмице поста. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
В субботу 3-й седмицы, накануне Крестопоклонной Недели, на всенощном бдении на середину храма из алтаря выносится Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. При этом поклонении поется песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонное. На этой неделе прославляется святой Крест Господень.
Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий.
Поклонение Кресту продолжается всю неделю до пятницы, и потому вся 4-седмица носит название - Крестопоклонная седмица.
В среду Крестопоклонной седмицы Великий пост достигает своей середины. Этот день называется «преполовением» Св. Четыредесятницы
В пятницу 4-й седмицы по окончании Часов Крест с середины храма уносится обратно в алтарь.
Четвертое воскресенье Великого Поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».
В среду на 5-й седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В четверг 5-й седмицы из-за чтения Великого канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
В субботу этой же 5-й седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Пятое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской.
Последняя, 6-я седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий».
Богослужение всей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.
В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Шестое воскресенье Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «Вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в этот праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.
После Вербного воскресенья наступает Страстная седмица. Каждый день Страстной седмицы называется Великим – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте.
В первые три дня Страстно́й седмицы (понедельник, вторник и среду) на Часах читаются все четыре Евангелия. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений.
Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу (6 апреля) – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе.
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется «Великий Четверток» (5 апреля). Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. Иисус Христос сам установил таинство Причащения в этот день. Христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.
В Страстную пятницу (Великий Пяток) литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы.
Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения (8 апреля).